Хуан Бермудо /Juan Bermudo/ (1510 — 1565) — испанский теоретик музыки, родившийся в андалусийском городке Эсиха, он составил славу этой обширной провинции юга Испании, вписав своё имя в страницы истории Андалусии. Бермудо получил образование в университете Севильи, где слушал лекции по музыке и математике, что обернулось для него и для тех кто претворял теорию музыки на практике, чрезвычайной пользой. Являясь монахом Францисканского ордена, Бермудо, с 1550 года, работал в капелле Андалусского архиепископа под руководством Кристобаля де Моралеса — крупнейшего музыканта в Испании той эпохи.
В год 1555, когда орден Иезуитов лишился своего первого и самого знаменитого генерала, в небольшом андалусийском городке Осуна был издан трактат «Comienca el libro llamado declaratio de instrumentos musicales» /«Книга, призывающая к изучению музыкальных инструментов»/, его автором был Хуан Бермудо – скромный монах Ордена Святого Франциска. Трактат знаменует собой одну из ступеней в истории виуэлы и гитары. Из под пера Бермудо вышло ещё два трактата, включая упомянутый, это: «Comienca el libro primero de la declaratio de instrumentos» (Ossuna, 1549), «Comienca el libro llamado declaratio de instrumentos musicales» (Ossuna, 1555), содержащие описание музыкальных инструментов и табулатуру, «Camieca el arte tripharia»(Ossuna, 1555) — одно из первых испанских педагогических сочинений.
В XVI веке, задолго до того, как мастера гитары и родственных инструментов стали применять для разграничения ладов металлические порожки, в этих целях использовались куски жильных струн, которые обвязывались вокруг грифа на примерно пропорциональном расстоянии и на которые опиралась струна при нажатии на неё пальцами. Бермудо первый математически определил размер каждого лада.
Труды Бермудо дают представление о музыкальной культуре Испании 16 века, главным образом о развитии инструментальной музыки, и содержит сведения об испанских музыкантах. У него впервые встречается упоминание о гитаре с пятью рядами струн. Насколько близка была виуэла к гитаре того времени можно судить по «рецепту» Хуана Бермудо, изложенному им в трактате «Книга, призывающая к изучению музыкальных инструментов»:
«Если хотите превратить виуэлу в гитару, удалите у нее первую и шестую струну оставшееся и будет гитарой».
На этом основании можно заключить, что гитара первой половины XVI века имела четыре двойных струны. Со временем самая высокая струна стала одинарной, затем гитара стала пятиструнной — именно такая гитара с квартовым строем, названная «испанской», к началу XVII века постепенно вытесняет виуэлу.
J. Bermudo. Declaración de instrumentos 1555 (midi)
J. Bermudo. Mira Nero ноты (формат gif)
С отрывками из обрывков трактата J. Bermudo и трудов других теоретиков музыки прошлого можно ознакомиться на сайте http://blankov.narod.ru
Список литературы
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Отюгова Т., Гелембо А., Гурков И., Рождение музыкальных инструментов. Л., Музыка 1986.
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Пухоль, Эмилио. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Советский композитор, 1978.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?