Доклад по теме «Алимпий иконник»

Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).

Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).

Об Алимпии Иконнике (т. е. иконописце) рассказывает особое Слово, читающееся в составе Киево-Печерского патерика (Слово 34-е по Кассиановской 2-й редакции Патерика; в Арсениевской редакции Патерика отсутствует). Алимпий был отдан родителями в Печерский монастырь ок. 1083—1084 гг. «на учение иконьнаго писаниа», т. е. для обучения иконописи и мозаичным работам у приезжих мастеров-греков, расписывавших Великую Печерскую церковь Успения Пресв. Богородицы. По окончании работ Алимпий принял пострижение в монастыре, а впоследствии был рукоположен игуменом Никоном (1078—1088) в священнический сан. По словам Поликарпа, автора патерикового Слова, Алимпий «добре извыкъ хытрости иконнеи, иконы писати хытръ бе зело». При этом трудился он отнюдь не ради корысти: треть заработанных денег расходовал на сами иконы, треть раздавал в качестве милостыни и лишь треть тратил «на потребу телу своему».

Алимпий писал иконы для очень многих людей, в том числе и для киевской знати. Его искусство было хорошо известно киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (княжил в Киеве в 1113—1125). После большого пожара на киевском Подоле (предположительно, 1124 г.) князь Владимир отослал в Ростов одну из написанных Алимпием икон Пресв. Богородицы, уцелевшую в огне. По предположению отдельных искусствоведов, речь может идти об иконе Пресв. Богоматери Великой Панагеи (Оранты), хранившейся в ярославском Спасском монастыре; впрочем, по-другому эта икона датируется первой третью XIII в. Согласно церковному преданию, Алимпию приписывались также икона Божией Матери, хранившаяся в ростовском Успенском соборе, и икона «Предста царица», или «Царь царем», хранившаяся в Успенском соборе московского Кремля.

В литературе также высказывалось предположение, согласно которому Алимпий вместе с греческими мастерами участвовал в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113).

Смотрите также:   Доклад по теме "Михаил Васильевич Фрунзе (1885 – 1925 )"

Год кончины преп. Алимпия неизвестен (в церковной традиции называется 1114 г., но на каком основании, неясно). Его мощи почивают в Ближней, или Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Церковная память преп. Алимпия (Алипия) празднуется 17 августа, а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерского монастыря и всех святых, в Малой России просиявших.

Список литературы

Слово об Алимпии из Киево-Печерского патерика: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 458—467 (подг. текста и коммент. Л. А. Ольшевской; перев. Л. А. Дмитриева).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Научная статья по теме «Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина)»

Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет-магазины дают возможность совершать

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Рефлексивно-деятельностный подход в решении организационных конфликтов»

Рефлексия как процесс самопознания всегда вызывала интерес у многих мыслителей еще со времен античной философии. Аристотель определял рефлексию как «мышление,

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Возрастная и гендерная дискриминация в трудовых отношениях»

Дискриминация в трудовых отношениях остается одной из самых «острых» социальных проблем внутригосударственного и мирового масштаба. Дискриминация (discrimination) в переводе с

Открыть / Скачать