Научная статья по теме «Принципы политической корректности в современном культурном простанстве»

Современное глобальное мультикультурное информационное пространство невозможно представить без интенсивного межкультурного взаимодействия на самых различных уровнях. Активные деловые контакты в области бизнеса, туризм и миграционные потоки — лишь небольшая часть сферы под названием межкультурные коммуникации.

Современное глобальное мультикультурное информационное пространство невозможно представить без интенсивного межкультурного взаимодействия на самых различных уровнях. Активные деловые контакты в области бизнеса, туризм и миграционные потоки — лишь небольшая часть сферы под названием межкультурные коммуникации.

Эффективность межкультурного взаимодействия зачастую сопряжена с определенными трудностями. В первую очередь это связано с тем, что агенты коммуникации склонны воспринимать ситуацию общения сквозь призму собственных ценностей и норм. Однако, то, что в одной культуре принято считать правильным и привычным, в другой — может считаться неприемлемым.

В связи с этим перед человечеством встала необходимость выработки определенных правил поведения, которые способны нивелировать культурные различия и поспособствовать взаимопониманию и плодотворному диалогу между представителями разных культур и этносов.

Для поддержания качественной межкультурной коммуникации и утверждения гармоничных межличностных отношений целесообразно следовать принципам толерантности и политкорректности. Толерантность — это попытка поиска равных возможностей для людей, рожденных равными, но в силу различных причин (исторических, культурных) ощущающих неравенство. «Не просто признавать равные права на свободу жить по своей воле, а понять и принять мир непохожих на нас людей…» [4, с. 166]. Следует отметить, что вслед за осознанием и принятием идей терпимости и толерантности, в речевых практиках межкультурного общения должны произойти коррективы, поскольку язык выступает важным инструментом диалога. В этом контексте речь идет о политической корректности. В теории коммуникации под политической корректностью принято понимать языковую корректность, «запрет на употребление в речи слов, маркированных указанием на отнесенность к отдельной социальной и/или этнической группе или выражающих негативно-уничижительную оценку» [3, с. 136].

На сегодняшний день существуют как сторонники, так и противники движения политкорректности. Сторонники данного явления полагают, что язык играет важную роль в процессах формирования картины мира, структурирует мышление. И в этом смысле существенную роль играет не только сам факт описания и фиксации окружающих нас предметов и явлений, а наше отношение к ним и оценка. Противники идеи политкорректности отстаивают инструментальную природу языка. По их мнению, язык не способен изменять реальность и поэтому любая попытка коррекции — явление бесполезное и бессмысленное.

Смотрите также:   Научная статья по теме "Концерты духовной музыки в контексте "религиозно-философского возрождения" в культуре Киева рубежа XIX—XX веков"

Политическая корректность пришла в широкие массы из дипломатии, где для положительного осуществления переговоров политикам приходилось сдерживать себя в выражениях в угоду собеседнику. Первые изменения в сторону отказа от некорректного использования именования лица произошли в английском языке. Данные правила поведения и речи снизили градус напряжения между афроамериканцами и белыми в США, где массовое распространение обидных слов «негр» и «черный» были заменены на нейтральное «афроамериканец», «инвалиды» на «люди с ограниченными возможностями» и т. п. Но одновременно, были усложнены коммуникации со странами, где политкорректность распространялась медленнее, либо отсутствовала вовсе, например, с Британией и Россией. Психологи утверждают, что человек не всегда может вести себя так, как он того не хочет. И, если в политике сдерживание поощрялось в виде удачных переговоров, то в повседневной жизни такой вид поведения, никак не поощряется, что ведет к отторжению политкорректности некоторыми группами лиц, которые просто не видят смысла ее применять и считают, что политкорректное поведение обезличивает человека и лишает его собственного мнения.

Казалось бы, меры, решающие проблемы, обозначенные в начале статьи, должны быть восприняты общественностью крайне положительно и не встречать никаких преград в процессе внедрения в общество. Однако некоторые ученые и общественные деятели критически относятся к явлению политкорректности, поскольку в поликультурных сообществах она способна превратились из средства помощи в сглаживании конфликтов, в средство «положительной дискриминации». Данный термин распространяется в силу существования особых привилегий и льгот у ранее притесняемых социальных меньшинств. Примером могут служить льготы для афроамериканского населения при поступлении в высшие учебные заведения, льготы при приеме на работу и т. д.

Принципы политкорректности нередко используются малыми этносами для захвата новых прав и свобод, при этом зачастую ущемляя свободы коренного населения. Политкорректность, стала больше походить на средство контроля толерантной идеологии. Нередко политкорректность рассматривают как покушение на права человека, на свободу слова и называют ее «полицией мыслей», «запретом на мышление», «диктатурой благонравия». К.Р. Рёль определяет политическую корректность как «нетерпимость», «ненависть к инакомыслящим» и «террор» [1] .

Смотрите также:   Научная статья по теме "Социально-культурные функции современных частных музеев"

Так же западные сторонники политкорректности пытаются ее абсолютизировать ее, забывая про различия в менталитете и культурных особенностях народов. Как отмечали многие русские писатели, такие как Пушкин, Гоголь, Достоевский, основной чертой русского менталитета, всегда была открытость, прямота и стремление к правде, не желание врать и лицемерить.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Примером толерантного и политкорректного поведения, уже сейчас могут служить некоторые европейские страны, культура которых, испытывает влияние миллионов иммигрантов из исламистских стран третьего мира, не желающих интегрироваться в европейское общество, не желающих принимать его культуру, сохраняя свою, и создавая свои общины, по сути государства в государствах. По мнению А. Маркова «быть политкорректным — значит, не стоять, как Лютер, на своём, не исповедовать, как Галилей, истину о вращении земли, а сдаться в угоду плюрализма толпы, медийных сенсаций и американских политических технологий. Либо ты стоишь за истину, либо занимаешься экспортом американской демократии, подменяя науку ловлей грантов, — третьего не дано» [2].

Политкорректность делает возможным легальное существование экстремистских организаций типа «Братья мусульмане», которые запрещены в восточных странах (а так же в РФ). Она осложняет борьбу с данным явлением, перекладывая вину на отдельные радикальные ответвления ислама и их лидеров. В то время как даже самый мирный ислам не является верой, ориентированной на интеграцию с другими культурами, что порождает конфликт и делает вполне естественным, образование террористических группировок, ставя под угрозу безопасность людей во всем мире.

Современные межкультурное пространство не позволяет уклониться от контактов, остаться нейтральным или безразличным. В обстановке, близкой к конфликтогенной, возрастает опасность неприятия, вражды или открытых столкновений. Избежать крайних проявлений нетерпимости могут помочь утверждение культуры толерантности и политкорректности. Складывается ситуация, когда многообразие взглядов, позиций, ценностей должно остаться в рамках дискурса, которая бы не перерастала в силовую конфронтацию, а позволяла находить решения, удовлетворяющие всех участников. Абсолютно очевидным фактом для всех является то, что развитие современного мультикультурного общества не возможно без политкорректности, политкорректности здоровой и нормальной, не нарушающей рамки здравого смысла.

Смотрите также:   Научная статья по теме "Культура речи преподавателя истории и ее основные составляющие"

Список литературы:

1.Лазаревич Е.М. Политкорректность и ложная языковая картина мира / Молодой ученый. — 2011. — № 9. — С. 121—122.

2.Марков А. Шумные негры и яростные африканцы / Русский журнал. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/SHumnye-negry-i-yarostnye-afrikancy (дата обращения: 10.10.2013).

3.Михайлова М.С. Приемы табуизации именований лица в мультикультурной коммуникации / Филологические науки. Вопросы теории и практики, — № 6 (24) — 2013, — часть 2, — С. 135—139.

4.Толерантность в обществе различий: коллективная монография / Под редакцией В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой Вып. 15 Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Научная статья по теме «Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина)»

Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет-магазины дают возможность совершать

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Рефлексивно-деятельностный подход в решении организационных конфликтов»

Рефлексия как процесс самопознания всегда вызывала интерес у многих мыслителей еще со времен античной философии. Аристотель определял рефлексию как «мышление,

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Возрастная и гендерная дискриминация в трудовых отношениях»

Дискриминация в трудовых отношениях остается одной из самых «острых» социальных проблем внутригосударственного и мирового масштаба. Дискриминация (discrimination) в переводе с

Открыть / Скачать