ДРЕВНЕЙШАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ [1] Когда и где впервые появилась письменность? [2] Учёные пришли к мысли, что самые ранние связные тексты были составлены египтянами почти пять тысяч лет назад. [3] В то же вр...
ДРЕВНЕЙШАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ [1] Когда и где впервые появилась письменность? [2] Учёные пришли к мысли, что самые ранние связные тексты были составлены египтянами почти пять тысяч лет назад. [3] В то же время были созданы древние письмена шумеров, обитавших в Двуречье. [4] В Европе и на Среднем Востоке письменность появилась на несколько столетий позже, а в Китае ещё несколькими столетиями позже. [5]Почему же Египет и Шумер опередили другие страны? [6] На берегах Нила, Тигра и Евфрата раньше, чем в других местах развились земледелие и ремесло, вследствие этого возникли города, общество разделилось на классы и появились государства. [7] Ввиду регулярного получения податей и в целях организации хозяйства царям и их чиновникам требовалась письменность. [8] Требовалась она также и для прославления богов и земных владык, причём уже тогда ею пользовались для описания первых научных наблюдений. [9]Первыми же древнейшими надписями дорожили, будто драгоценностями. [10] Их вырезали на каменных плитах и на деревянных дощечках, наносили краской на кожу или черепки глиняной посуды. [11] У египетских писцов в продолжение длительного времени наиболее распространённым материалом для письма был папирус. [12] Так назывались листы, склеенные из тонких полосок папируса. [13] Покрытый надписью длинный лист папируса свёртывали в свиток. [14] В Двуречье существовали глиняные книги. [15] Чтобы изготовить их, писец выжимал острой палочкой знаки на пластинке из сырой глины, которую затем высушивал. [16] Древнейшие письменные знаки представляли из себя рисунки, причём рисунок передавал одно слово. [17] Позднее рисунки стали употребляться так же, как слоги и буквы и в течение некоторого времени сложилась иероглифическая система древних памятников, многие из которых впоследствии украсили лучшие музеи мира. (По Д. Редеру) НАУКА И РЕЛИГИЯ [1] «Религия всегда была и остаётся теперь врагом науки». [2] Многие у нас со школьной скамьи привыкли к этому утверждению, и оно кажется им не подлежащим сомнению и проверке. [3] Правда, в последнее время признают, что религия не выступает открыто против науки, но при этом обычно добавляют, что «состояние войны будто бы продолжает существовать в скрытой форме». [4] Между тем наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи. [5] Трудно предположить, что древнеегипетские и вавилонские жрецы, создавая основы математики, астрономии, медицины, ставили своей целью приспособиться к новым временам. [6] Храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями.[7] Первые анатомические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, которые служили религии. [8] Этот общеизвестный факт отрицать невозможно. [9] Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. [10] Аристотель – отец современного естествознания – был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. [12] В средние века церковь оставалась единственным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки. [13] Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. [14] Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. [15] Вопросами естествознания живо интересовались и святой Василий Великий, и Блаженный Августин, а монах Роджер Бэкон, внёсший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком. [16] В нехристианском мире мы видим то же самое. [17] Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские – логику и теорию познания. [18] Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для друга, и только в ХVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с вращением Земли. [19] К счастью, во взаимоотношениях науки и религии это был редкий случай. [20]Что же касается исторических взаимоотношений науки и религии в дальнейшем, то они более не нарушались такими инцидентами. [21] Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль в ХVII веке не ощущали на себе никаких «конфликтов» науки и религии. [22] Они совершали свои научные подвиги, оставаясь искренне религиозными людьми и богословами. [23] Даже в вольнодумном ХVIII веке такие учёные, как Ломоносов, Гершель, Эйлер исходили в своём изучении природы из религиозного мировоззрения. [24] В ХIХ веке мы видим такую же картину. [25] Религиозными людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, Ом и Максвелл… [26] В ХХ столетии тема «конфликт науки и религии» теряет фактически всякое значение. [27] Остаётся вопрос: могут ли религия и наука свободно развиваться, не препятствуя друг другу? [28] Вряд ли кто будет спорить, что наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. [29] В частности, по характеру своему она – внеморальна. [30] И человек, производящий преступные опыты над людьми, и учёный, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, одинаково принадлежат науке. [31] Не существует «научного мировоззрения», построенного только на данных естествознания. [32] В нашем взгляде на жизнь присутствует нечто, лежащее за пределами науки. [33] Кроме того, человек не может руководствоваться в своих поступках лишь тем, что принесло ему изучение природы. [34] Высшие категории смысла и ценности, добра и зла лежат в области веры. [35] Религия даёт человеку знания о том, для чего он живёт и как он должен жить. [36] Наука не может ответить на эти вопросы – она лишь пытается узнать, как устроен материальный мир. [37] Сфера науки – преимущественно сфера интеллекта. [38] Но человек не может и не должен сужать себя до пределов только этой сферы. [39] Религиозное миросозерцание – целостный круг, в котором заключена вся человеческая жизнь, в том числе жажда знаний, научное исследование мира. [40] Поэтому-то, по словам Макса Планка, «наука и религия в истине не противоречат друг другу, но они для каждого мыслящего человека нуждаются во взаимном дополнении друг друга». [41] Таким образом, наука и религия – это два пути познания реальности – должны быть не просто независимыми сферами, но и в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине. (По А. Меню) Задания: 1. Определите стиль текста. 2. Сформулируйте основную проблему теста. 3. Выберите из ряда высказываний только те, которые противоречат основной проблеме текста: а) Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд. (Аристотель) б) Если справедливо, как часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. (И. Мечников) в) Религия всегда была силой, враждебной дерзаниям философов и учёных. (М. Кашен) г) Чем глубже мои познания в области разных наук, тем сильнее восхищение перед Творцом. (Максвелл) д) Наука не имеет ничего общего с Христом… Что касается лично меня, то я не верю, что когда-нибудь имело место какое-то Божественное Откровение. (Ч. Дарвин) е) Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо послало нам два дара, которые не совместимы и противоречат друг другу. (Д. Дидро) ж) У кого есть наука…тот не нуждается в религии. (И.В. Гёте) з) В природе проявляется высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это ощущение является главным стержнем в жизни учёного и в его поисках…Чем больше знаний о мире даёт нам наука, тем явственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной. (А. Эйнштейн) 4. Соотнесите фрагмент текста (предложения №№ 28-30) с высказыванием Аристотеля. Основываясь на них, напишите рассуждение о том, что высшие категории нравственности лежат не в области науки, а в области веры. 5. Напишите комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отразив в ней следующее: Какие понятия рассматривает автор; К какой категории относится избранная автором проблема; Насколько она злободневна в наши дни; Что делает её жизнеспособной; Насколько глубоки исторические корни этой проблемы; Как автору удалось привлечь к ней внимание. 6. Изложите авторскую позицию по основной проблеме текста. 7. Если Вы не согласны с мнением автора, изложите свою позицию.
Ваш вопрос слишком длинный, попробуйте сократить его до 2000 знаков
Ваш вопрос слишком длинный, попробуйте сократить его до 2000 знаков