Научная статья по теме «Методы изучения порнографической зависимости»

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема порнографической зависимости. Полем исследования выступает современная социо-культурная среда России. Анализируется соотношение порномании с другими химическими и нехимическими аддикциями. Предлагаемые методы изучения порно-зависимости: интервью, биографический текст, «интернет-форум», автоэтнография.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема порнографической зависимости. Полем исследования выступает современная социо-культурная среда России. Анализируется соотношение порномании с другими химическими и нехимическими аддикциями. Предлагаемые методы изучения порно-зависимости: интервью, биографический текст, «интернет-форум», автоэтнография.

ABSTRACT

The article examines the problem of porn addiction. The question is studied in the context of modern Russian socio-cultural environment. Porn addiction is analyzed in relation to other chemical and non-chemical dependencies. Proposed methods of porn addiction study are: interview, biographical text, “Internet forum”, autoethnography.

Ключевые слова: социо-культурная среда; аддикция; порнография; порно-зависимость; сексоголизм; токсичный аудивоизуальный контент; интервью; биографический текст; «интернет-форум»; автоэтнография.

Keywords: socio-cultural environment; addiction; pornography; porn addiction; sexoholism; toxic audiovisual contact; interview; biographical text; “Internet forum”; autoethnography.

В статье представлены материалы исследования «Порнография как токсичный контент в формировании сексуальной зависимости». Проект носит междисциплинарный характер, проблема порно-аддикции рассматривается с позиций культурологии, социологии, психологии.

Важнейшие принципы культурологии — принцип историзма и принцип целостности — находятся в центре проекта. Рост порнографии (как и в целом эротизация европоцентристских обществ конца ХХ — начала ХХI веков) — проблемная сторона современной культуры. Традиционно в порнографии видят «плюсы» и «минусы». К «плюсам» относят сублимацию сексуальных комплексов и желаний через «безобидные» приватные фантазии («нафантазировавшийся» вволю эротоман не станет претворять в жизнь асоциальные модели своих грез). На фоне этого веского аргумента покажутся ли «незначительными» отрицательные показатели? Это снижение возрастного порога вовлечения людей в «порно-мир», количественный и «качественный» рост порно-контента, упрощение доступа к порно-ресурсам, сближение порно-индустрии, проституции и криминала: «…В секс-бизнесе люди продают необычный товар — товаром выступают люди… и далеко не случайно секс-бизнес всегда соседствует с проституцией (в том числе и детской), наркотиками, садизмом и насилием над объектами сексуальных действий» [1, с. 99]. И все труднее всерьез говорить о такой «тонкой» области — для которой наиболее «токсична» порнография — о душе человека.

Порнография — это история всех цивилизаций. Это и день нынешний, когда рост и влияние порно-контента достигли невиданных прежде масштабов. Порнография — это «здесь и сейчас», извлекать ее из нынешнего социо-культурного контекста невозможно. В российских условиях уделяется этому вопросу недостаточно внимания: как в просветительской, так и в научной сфере. Относительно свободен в «сексуальном самовыражении» современный Художник. Но отечественные опыты такого рода до сих пор получают в изобразительном искусстве крайне противоречивую общественную оценку, неизбежно скатываясь в сферу самопиара и скандалов (особенно это касается театра, кино и телевидения). Осмысление подменяется рекламой.

Что касается порнографической зависимости, то эта сфера приватной жизни россиян и вовсе пока не вовлечена в широкий культурный дискурс. Ее относят скорее к специфическому полю психотерапии, в то время как вопрос душевного здоровья — это и важнейшая сторона гуманитарного знания. Порно-зависимость является одной их самых социально неприемлемых, непонятных и, как следствие, наиболее сложных для анализа. При этом очевидно, эта форма аддикции широко распространена и продолжает расти (особенно в мегаполисах, где процент компьютеризации населения значительно выше, чем в периферийных регионах).

Смотрите также:   Научная статья по теме "Очередной шаг индустриализации России на новой технологической платформе"

Современные нехимические зависимости нередко подразделяют на «социально приемлемые» и «социально неприемлемые». То есть способствующие (хотя бы косвенно) социальной адаптации человека, или, наоборот, маргинализирующие его. В отдельных случаях границы между нормативной и ненормативной аддикциями размыты. К числу «приемлемых» традиционно относят работоголизм, «поощряющий» в человеке стремление к достижению новых трудовых результатов. Массовая телевизионная зависимость по-своему выгодна государству («пусть лучше смотрят «танцы на льду», нежели собираются на «болотные площади»»). Даже алкоголизм — в российской среде — вызывает смешанную реакцию, в которой осуждение пьянства соседствует с архетипами о «традиционности» русского «пития», «нормальности» алкоголизма по сравнению с наркозависимостью и т. п. К числу химических зависимостей за последние десять-пятнадцать лет добавились и нехимические (например, игромания). «Средством» для их развития как правило, является компьютер.

Эмоциональная реакция на работоголизм — это чуть ли не добродетель, алкоголизм — сочувствие, наркомания — страх. Порномания относится к разряду постыдных, неосознаваемых, непризнаваемых зависимостей. Это разновидность сексоголизма (который, в свою очередь, не самая «завидная» форма аддикции). Сексоголики нередко пытаются «рационализировать» свою страсть. Делается акцент не на разбалансированной сексуальности, а на «гиперсексуальности». Которая — опять-таки в стереотипном восприятии — считается поводом для бравады и дополнительной «секс-приманкой».

В основе порно-зависимости лежит культ похоти, сексуального вожделения. В отличие от сексоголиков, реализующих свои фантазии «на практике», порноманы — «тихие люди» (если позаимствовать это определение из эстетического инструментария Алексея Балабанова). На первый взгляд, порномания — не такая уж «вредная» зависимость: человек ходит на работу, не совершает сексуальных домогательств. Вообще, неагрессивен, комформен. При этом, даже будучи «в форме», порноман всегда «навеселе». Такой человек — сам, если можно так выразиться, «ходячая порнография». Движущийся «склад секс-фантазий», которые все прибывают и прибывают, становятся все изощреннее, болезнее, патологичнее. Подобно сексоголику-«практику», порноман рационализирует свою зависимость: он примерный семьянин (так видится со стороны), примерный работник (до тех пор, пока ухитряется «держать себя в руках» и не «погореть» за просмотром порно на рабочем месте). Порномания, «пущенная на самотек», способна только к прогрессии и неизбежно приводит к распаду: по крайней мере, душевному распаду личности.

За рубежом (в Европе и США) уже с середины 1980-х годов сформировалось спокойное и понимающее отношение к порномании как разновидности нехимических зависимостей. Эта аддикция изучается и лечится посредством индивидуальных психотерапевтических методик, а также при содействии анонимных сообществ (АС — Анонимные Сексоголики). Поле для изучения порномании в России и СНГ достаточно широко. Наиболее эффективный, информативный материал может быть получен на основе деятельности АС, группы которых существуют во всех крупных городах России и СНГ. Эти люди — внутри проблемы. Есть одно «но»: это закрытая тема, не выходящая за пределы сообщества (одно из условий участия в АС). Анонимные сексоголики принципиально не желают становиться объектом научного анализа. Это наиболее «закрытая» группа анонимных зависимых (исключение — открытые сетевые материалы АС). Будем надеяться, что когда-нибудь АС поменяет свою позицию в отношении научных разработок, и мы получим сильную исследовательскую базу.

Смотрите также:   Научная статья по теме "O символике волка в русской и болгарской фразеологии и паремиологии"

В изучении социальной стороны порномании используются по преимуществу социологические методы (очень избирательно). Например, репрезентативные опросы чаще всего не подходят. Прямые («лобовые») вопросы закрытого типа даже в анонимных анкетах смущают людей. Поиск альтернатив для таких вопросов сложен для исследователя. Открытые вопросы в рефлексивных методологиях, рассчитанных на массового респондента, не эффективны. Респонденты обычно пропускают такие вопросы или отвечают на них формально, следуя парадигме в целом стандартизованной анкеты.

Более «тонкие» вопросы годятся для интервью. В доверительной обстановке возможно глубинное интервью, в котором респондент способен поделиться достаточно интимными, личностными суждениями. Таким способом изучается сексуальность — нормативная и девиантная, но далеко не всегда метод срабатывает в анализе порно-зависимости. Очень труден доступ к информантам. Даже получив его, все равно не удается взять хорошее интервью. Информанты или сразу отказываются обсуждать свою проблему, или разными способами уходят от ответов. Все, что пока удалось достичь методом интервью — это договоренность о письменном общении с человеком.

Поэтому весьма эффективен сбор биографических текстов (например, сочинений). Порнозависимые гораздо охотнее описывают свою ситуацию, нежели говорят о ней. Некоторое количество анонимных текстов-исповедей — российских и зарубежных авторов — можно обнаружить в Интернете. Как мы уже сказали, даже при согласии на интервью информанты предпочитают не отвечать на вопросы, а отправлять письмо за письмом на электронную почту исследователя — получается даже не электронное интервью, а интервью в формате «поэтапного сочинения» биографического типа.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Авторские тексты анонимных сексоголиков — один из основных эмпирических материалов исследования. Правда, использование даже полностью анонимных и анонимизированных сочинений постоянно сопровождается сомнениями со стороны исследователей — насколько этично ссылаться на такую информацию. Но такой вопрос — спутник всего проекта.

Хорошо зарекомендовал себя метод «Интернет-форум» [4] в анализе порнографических пристрастий. Речь идет об организации и изучении дискуссий по изучаемой проблеме в сети. Метод напоминает виртуальную фокус-группу, но без модератора. Как правило, выясняется, в Интернете есть целый ряд соответствующих тематике исследований сайтов, и специальной организации не требуется. Что касается спонтанных форумов сексоголиков, то такие информационные массивы есть, хотя их и не так много. Исследователи почти не участвовали в обсуждениях, достаточно прочтения и анализа высказываний участников форума.

Смотрите также:   Научная статья по теме "Украшения как важная составляющая хакасского национального женского костюма"

Мы обнаружили два основных типа «форумной информации» (оба — анонимные): 1. Обсуждение проблемы людьми, осознающими свое болезненное пристрастие, признающими себя порнозависимыми. Это поиск способов выздоровления и поддержки со стороны собеседников, это возможность разрядить тяжелое эмоциональное напряжение через общение с «себе подобными». Такие тексты, безусловно, полезный эмпирический материал для исследования. 2. Форумы, названия которых имитируют анти-порнографическую направленность, а по сути, являются проводниками порно- и секс-общения. Подобный материал используется в проекте: скорее, для оценки специфики самого явления, его масштабов и прогрессии [3].

В изучении порнозависимости особую роль играет метод автоэтнографии: самонаблюдение, самоанализ (разновидность биографического подхода). Слабой стороной автобиографического метода, естественно, является субъективность, мешающая исследователю «отстраненно» оценивать свою работу. Среди «плюсов» — идентификация, полное погружение в материал [2]. А также достижение лучшего понимания изучаемой социально-культурной реальности.

Автоэтнография в изучении порномании, на сегодняшний день представляется одним из основных методов подобного рода проектов. Это особенно очевидно в условиях, где минимален процент откровенных сторонних суждений, где практически стопроцента анонимность немногочисленных биографических сочинений.

«Исследователь-автоэтнограф» не вправе утверждать, что он «победил болезнь». Он постоянно признает, что болен. Что до конца жизни — он «внутри» болезни и внутри своего исследования. Что всякое упоминание «выздоровления» чревато прямо противоположным (срывом в болезнь). Исследователь — сам и есть «болезнь». Болезнь, идентифицирующая себя. Это один из самых сложных вариантов актуализации «исследователя в исследовании», но необходимых для глубинного понимания изучаемой проблемы.

Предлагаемые исследовательские подходы нуждаются в уточнениях: в процессе их апробации появятся более конкретные выводы. Изучение порно-зависимости (как части более глобальной аддикции — сексоголизма) в России находится в стадии формирования. Эмпирика постоянно соседствует с изучением научных работ по данной проблеме (с опорой как на отечественные публикации — их немного — так и на более многочисленные зарубежные источники).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Список литературы:

1.Воронина О. Проблемы эротики и порнографии в СМИ/ Женщина и визуальные знаки/ Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. — С. 87—106.

2.Готлиб А.С. Автоэтнография (разговор с самой собой в двух регистрах. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/29/1272254118/Gotlib_1.pdf

3.Еременко Е.Д. Порно как токсичный контент / Studia Culturae. СПб., — 2013. — № 15. — С. 75—81.

4.Прошкова З.В. «Интернет-форум» о дошкольном образовании/ Актуальные вопросы общественных наук. Новосибирск: НГУ. — 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sibac.info/10519

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Научная статья по теме «Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина)»

Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет-магазины дают возможность совершать

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Рефлексивно-деятельностный подход в решении организационных конфликтов»

Рефлексия как процесс самопознания всегда вызывала интерес у многих мыслителей еще со времен античной философии. Аристотель определял рефлексию как «мышление,

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Возрастная и гендерная дискриминация в трудовых отношениях»

Дискриминация в трудовых отношениях остается одной из самых «острых» социальных проблем внутригосударственного и мирового масштаба. Дискриминация (discrimination) в переводе с

Открыть / Скачать