Научная статья по теме «Украшения как важная составляющая хакасского национального женского костюма»

В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значимыми становятся возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения хакасского этноса, в которых заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни и бережного, священного отношения к окружающей среде.

В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значимыми становятся возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения хакасского этноса, в которых заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни и бережного, священного отношения к окружающей среде. Обращение хакасов к своим вековым национальным традициям в современных условиях всеобщей европеизации, национального обезличивания, наступления рыночной экономики, ведущими к вытеснению традиционного уклада жизни и забвению методов и способов гармонической жизни в Природе, является объективной необходимостью сохранения и выживания этноса [1, с. 7].

Одной из важных составляющих культуры хакасского этноса являются национальные хакасские украшения. Украшения для хакасских женщин — это неотъемлемая часть одежды, образа жизни и быта. В одежде женщины среднего достатка преобладали вышитые узоры на наплечниках, рукавицах и обуви. Они, чаще всего, были выполнены в виде цветов и звёзд, а также разнообразных растительных орнаментов. Цветовая гамма орнамента была разнообразна: малиновый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и лиловый, расположенные в пестрых, контрастных сочетаниях тонов. Для богатых женщин были доступны дорогие коралловые, позолоченные и серебряные пуговицы.

 

Описание: C:UsersGGGDesktop1.JPG

Рисунок 1. Девушка в хакасском национальном костюме

Украшение, которое больше всего отражает национальные черты и отличает хакасский этнос от других тюркских этносов — это характерное нагрудное женское украшение — пого. Вырезалось оно из отделанного куска кожи, который обшивался плотным материалом черного цвета. Украшалось пого всем, что было доступно женщине: перламутровыми пуговицами, кораллами, бусами, разноцветным бисером и камнями — всё это размещалось в виде симметричного узора. Пого одевалось исключительно на свадьбу. Носить его могла как замужняя женщина, так и невеста.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img2.jpg

Рисунок 2. Пого

Шейным украшением у девушек также служили бусы, изготовленные из мелких кораллов, стеклянных шариков и бисера, нанизанных на сухожильные и шелковые нити. Замужние женщины бус не носили.

Смотрите также:   Научная статья по теме "Культурный потенциал: определение, сущность, специфика"

Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так как к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками — «хос ызырга», изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении — они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img3.jpg

Рисунок 3. Различные виды хакасских серёг

Для каждого возраста существовал свой вид украшений. Молодые незамужние девушки носили маленькие сережки «ахча ызыргазы», которые состояли из одной монетки и одного коралла. У пожилых женщин серьги назывались «котек», а изготавливались они так — срезанный комок пуха из хвостовой части гусей или уток при помощи мыла очищали от жира, затем закатывали в муку или золу, получившийся пушок скрепляли ниткой, а нитку продевали в ухо.

Традиционным праздничным украшением замужних хакасских женщин были височные подвески «улуг ызырга» (большие серьги). Подвески имели матерчатые петли и укреплялись специально сплетенными на висках маленькими косичками. Состояли подвески, как и серьги, из шести больших и шести маленьких кораллов, серебряных пластин, серебряных монет и шелковых кисточек.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Кольца и перстни отличались разнообразием, но они не были сложными, как например, у народов Средней Азии. Их носили как девушки, так и замужние женщины. Перстни имели различную форму: круглую, овальную, треугольную, ромбовидную и многоугольную. На поверхности перстня иногда вырезались инициалы владельца, делались коралловые вставки и геометрические нарезы и растительные узоры.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img4.jpg

Рисунок 4. Хакасские перстни

Руки женщин украшали браслеты «кумус пiлектос», изготавливаемые из цельной серебряной пластины с орнаментом и кораллами. Женщины с более низким достатком носили браслеты из кожи, которая обшивалась перламутром, бисером или стеклярусом. Браслет играл важную роль в жизни женщины: когда наступало время, девушка отдавала свой браслет парню в знак согласия выйти замуж.

Смотрите также:   Научная статья по теме "Методы изучения порнографической зависимости"

Большое внимание уделялось украшению волос. Женская прическа сохраняла свою самобытность — замужние женщины заплетали волосы в две косы «тулун», затем связывали их между собой и носили на груди; девушки, занимающиеся хозяйством, зачесывали волосы на затылок и заплетали одну косу «кичиге», но постоянной прической девушек считались косички «сюрмес» количество которых зависело от густоты волос. Носили их с девяти лет и до замужества. В праздники к косам крепились серьги-подвески — это накосные украшения «нинчi». Изготавливалось нинчi из квадратного кусочка кожи с отделкой из розовых кораллов, бисера и шелковых ниток. На задней стороне пришивались две или три пряди конских волос, которые вплетались в волосы.

Иногда косички украшались подвесками — поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» — серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук».

Описание: http://festival.1september.ru/articles/549655/img5.jpg

Рисунок 5. Украшения для волос

К числу женских украшений следует отнести большие серебряные кресты, которые носили в торжественные дни поверх платья.

Украшения женщин, как и другие реликвии передавались по наследству, их можно и в настоящее время встретить в некоторых хакасских семьях. Традиционная одежда и украшения сохраняют свою самобытность, а в их красочном оформлении нашли своё отражение уменье, мастерство и эстетический вкус хакасских женщин-мастериц.

Список литературы:

1.Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов. Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. — 85 с.

Смотрите также:   Научная статья по теме "Очередной шаг индустриализации России на новой технологической платформе"

2.Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1982. — 87 с.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Научная статья по теме «Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина)»

Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет-магазины дают возможность совершать

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Рефлексивно-деятельностный подход в решении организационных конфликтов»

Рефлексия как процесс самопознания всегда вызывала интерес у многих мыслителей еще со времен античной философии. Аристотель определял рефлексию как «мышление,

Открыть / Скачать
Научная статья по теме «Возрастная и гендерная дискриминация в трудовых отношениях»

Дискриминация в трудовых отношениях остается одной из самых «острых» социальных проблем внутригосударственного и мирового масштаба. Дискриминация (discrimination) в переводе с

Открыть / Скачать